Госдума приняла в первом чтении законопроект об ответственности перевозчиков за оказание помощи людям с инвалидностью при высадке и посадке на поезд. Авторами документа являются депутаты Михаил Терентьев и Владимир Вшивцев, они внесли его на рассмотрение парламента еще в марте 2016 года. «Законопроект призван сделать передвижение маломобильных групп граждан более комфортным», — заявил Терентьев, выступая в Госдуме в среду 16 ноября.
Для исключения ситуаций, когда людям с ограниченной мобильностью не оказывают помощь при посадке на поезд и высадке из него, в статью 80.1 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» вносится поправка. В соответствии с ней перевозчик и владелец инфраструктуры будут нести совместную ответственность за помощь инвалидам.
С 1 июля 2016 года помогать инвалидам обязали железнодорожные вокзалы. Однако в пригородном железнодорожном сообщении на подавляющем большинстве станций нет для этого сотрудников.
«Как правило, продажу билетов, контроль и охрану осуществляют работники перевозчика и, в результате, регламентированную законодательством услугу по посадке и высадке инвалидов никто не оказывает», — говорится в пояснительной записке. Об этом свидетельствуют жалобы инвалидов, особенно тех, кто пользуется креслами колясками, отмечают авторы законопроекта.
Нормативное расстояние между полом тамбура вагона и пассажирской платформой не позволяет человеку, пользующемуся инвалидной коляской, самостоятельно подняться в поезд или выйти из него при отсутствии посадочных устройств, говорится в пояснительной записке. А перевозчики не были заинтересованы в оборудовании подвижного состава посадочными устройствами, поскольку не несли ответственность за помощь инвалидам.
Внесение изменений в законодательство обяжет РЖД обеспечить доступность посадки-высадки для инвалидов на всех железнодорожных станциях.